+7 (4722) 34-69-30
+7 (4722) 31-56-55

Виды заводских дефектов стартерных АКБ и их диагностика

Конечно, это очень обширная тема, и содержание  будет регулярно пополняться, поскольку производители не стоят на месте и время от времени "подбрасывают" новые разновидности дефектов, которые, тем не менее, сводятся к двум основным.
Итак, основных видов производственного дефекта есть только два- короткое замыкание между разноимёнными пластинками в одной банке и обрыв соединения. Суть первого из них понятна из названия- вследствие какого-либо производственного "косяка" (низкого конверта-сепаратора, трещины в сепараторе, надрыве сепаратора при сборке, заусенцев на свинцовой пластине и т.д.) происходит замыкание плюсовой пластины на минусовую, при этом перестаёт работать вся банка, т.к. вследствие этого замыкания банка разряжается и уже не может быть заряжена. Если в АКБ имеются пробки, диагностика этого вида дефекта очень проста- плотность электролита в этой банке падает до плотности воды, т.е. до 1,1г/куб.см (кстати, считается безграмотным говорить "до нуля" или "плотность отсутствует"- плотность отсутствует у вакуума!), в то время как в остальных 5 банках плотность близка к норме. При этом, что очень важно, НРЦ (напряжение разомкнутой цепи) аккумулятора равно 10,5-11В, а НЗЦ (напряжение замкнутой цепи), т.е. под нагрузкой также существенно ниже нормального. Почему не указана конкретная цифра, понятно- всё зависит от того, какой нагрузочно-диагностический прибор и для какой АКБ  применяется. Так, например, если проверять стандартной 200А вилкой АКБ емкостью 190 и более А*ч, то указанное напряжение может быть в районе 9В, что абсолютно нормально для исправной! АКБ емкостью 55-60А*ч. Кстати, если НЗЦ измерять под хорошей нагрузкой (300-500А), то можно увидеть, как через некоторое время в дефектной банке начнут появляться пузырьки ("кипение").
 Если в АКБ пробки отсутствуют, то точная диагностика этого вида дефекта сильно затруднена и занимает значительно больше времени- вначале АКБ следует зарядить, затем дать ей в течение 24-48 часов "отстояться", затем после испытания нагрузочной вилкой применить измерение контрольно- диагностическим прибором типа MIDTRONICS, ARGUS, DHC или аналогичными. Если прибор диагностирует короткое замыкание в банке, то на его экране появляется надпись "BAD CELL". НО И В ЭТОМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В ЗАВОДСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ДЕФЕКТА!- т.к. короткое замыкание может быть и следствием запредельного износа АКБ, когда  в наиболее изношенной банке под давлением шлама осыпавшейся активной массы разрывается конверт- сепаратор, и этим шламом (а он проводящий материал- губчатый свинец или диоксид свинца...) происходит замыкание на разноимённую пластину. Этот случай, конечно, не относится к заводскому дефекту, но, если в АКБ с пробками износ элементарно диагностируется по мутному электролиту, то в АКБ без пробок такая органолептика недоступна, и иногда по просьбе недоверчивого потребителя приходится делать вскрытие АКБ. Вскрытие, конечно, даёт однозначно достоверный диагноз, но весьма хлопотно, небезопасно и всегда невозможно заставить потребителя за это заплатить (хотя по Закону о защите прав потребителя (п.5 ст.18) он обязан оплатить результат экспертизы, не выявившей заводского дефекта).
Кстати, о независимой экспертизе- практика столкновения с этими "учёными мужами" привела меня к удручающему выводу-как правило, никто из них ни хрена не понимает в предмете экспертизы (в нашем случае- в аккумуляторах), но при проведении экспертизы добросовестный эксперт изучает нормативную и техническую литературу по этому поводу, как говорится, "пытается въехать в тему", и, если у него техническое, а не юридическое образование, то можно надеяться на объективный результат экспертизы.
Если же по основному образованию этот парень- юрист, то "всё пропало"- результат будет по принципу "кто платит, тот и заказывает музыку", ибо пословицу: "Закон-что дышло..." юристы усваивают ещё на втором курсе... Мне попадалось заключение одного такого барбоса из Рязани с текстом "АКБ потеряла свойство заряжаться, что является заводским дефектом!". Читаю дальше и в списке использованных при проведении экспертизы приборов нахожу зарядное устройство ещё советских времён, которое, имея напряжение отсечки 14,6В, в принципе не могло зарядить АКБ Ca/Ca!
Второй вид дефекта- обрыв. Под обрывом понимается некачественная сварка одной из семи точек сварки внутри АКБ- 5 межбаночных соединений и 2 точки сварки борна от  крайних пластин в 1й и 6й банках к полюсным выводам. Следует различать два вида обрыва- полный обрыв и надрыв. Диагностика и этого вида дефекта при наличии пробок весьма несложна- НРЦ АКБ с полным обрывом равна 0, НЗЦ, естественно, тоже, а плотность, как правило, либо близка к нормальной либо слегка снижена. При постановке такой АКБ на диагностический заряд зарядное устройство не включается. Значительно чаще встречается случай надрыва, т.е. некачественная сварка указанных соединений проявляется только при хорошей нагрузке (200А и более). 

НРЦ АКБ при надрыве, как правило, порядка 12 с небольшим вольт, под соответствующей нагрузкой либо падает до нуля, либо до величины, значительно меньшей нормальной, при этом иногда из горловины банки, рядом с которой локализуется дефект, начинает идти дымок с запахом озона, иногда сопровождающийся "кипением" электролита в этой банке. 
В случае отсутствия пробок в АКБ диагностика и этого вида дефекта весьма затруднена и, как правило, достоверный ответ может дать только вскрытие. Дело в том, что похожую по симптомам картину может давать и "пережигание" верхних жилок пластин в районе сварки их к "мостику" вследствие повышенной плотности электролита, что, в свою очередь, является косвенным признаком перезаряда, которой подверглась исследуемая АКБ, что, конечно, также не относится к гарантийным случаям. 
Чрезвычайно редкий вид заводского дефекта (который, кстати, лишь 3 из известных мне заводов признают за производственный)- это перетирание нижних кромок сепараторов вследствие незакрепления их к днищу моноблока. Само по себе это не приводило бы к пагубным последствиям, если бы по мере износа АКБ на днище моноблока не собирался бы слой шлама активной массы и в месте перетирания не образовывался проводящий мостик, через который медленно разряжается банка, в которой есть указанный дефект.
Проявляется этот дефект следующим образом- пока транспортное средство в работе, происходит компенсация разряда банки по этому мостику током подзарядки генератора. Стоит транспортному средству постоять хотя бы неделю, банка разряжается и машина не заводится. Плотность при этом в дефектной банке падает почти до 1,1, но НРЦ при этом не 10,5-11вольт, как при классическом КЗ, а 12 или чуть больше. При постановке АКБ на зарядку указанная банка заряжается вместе с остальными, правда, слегка отставая, и работоспособность АКБ восстанавливается, правда, до следующего случая простоя. Почему я склонен считать этот дефект производственным- если бы не перетирание, вследствие огромного запаса по мощности современных батарей даже с большой степенью износа батарея могла бы еще работать. 
Но не претендую на бесспорность своего мнения -всё-таки износ в любом случае не является производственным дефектом, а он в данном случае важный фактор возникновения проблемы.
Вообще вопрос, что считать дефектом, выходит далеко за пределы технических понятий. Например, криво наклеенная этикетка, да ещё и с не полностью соответствующей нормативной базе информацией тоже не говорит о высокой культуре производства, но я склонен эти отклонения прощать, если под этой наклейкой отличная батарея. Иногда, особенно у азиатских производителей, попадаются батареи с несколько выпуклыми боками, причём именно по банкам (т.е. на длинной стороне моноблока). Покупатели пугаются и кричат, что "он ещё не работал, а его уже раздуло!" Здесь причина в том, что эти производители используют моноблоки с более тонкими стенками, которые, обеспечивая достаточную механическую прочность, являются более пластичными и при формовке батареи в формовочной ванне под воздействем температуры становятся чуть выпуклыми. Никаким образом не влияя на качество батареи, иногда эти выпуклости пугают покупателя...
Иногда на свинцовых полюсных выводах бывает нагар от газовой горелки, которой их варят. Некоторые производители этот нагар чистят, вводя дополнительную точку техпроцесса, остальные предпочитают в гарантийном талоне написать "перед установкой зачистить полюсные выводы". Конечно, блестящие выводы красивее, но после зачистки "бывшие грязные" и блестящие полюсные выводы работают абсолютно одинаково...
Короче, предъявить можно многое, но думаю, что всё-таки следует заострять внимание на главном- электрических показателях и надёжности исполнения. Наклейку под капотом не видно!

 

© 2009 ИП Левитин
Поддержка. Разработка сайтов в Megagroup.