|
Патологоанатомия АКБ
Диагностика АКБ путем вскрытия даёт 100% точный результат выяснения причины отказа, т.к. становятся видны все недостатки как производственного, так и (значительно чаще!) эксплуатационного характера. На этх фото изображены пластины АКБ 6СТ 190 с полным осыпанием активной массы, причём как с положительных, так и с отрицательных пластин. В ареометре электролит со дна одной из банок, он черный как дёготь из-за осыпавшейся активной массы, растворённой в электролите. Случай, не имеющий ничего общего с гарантийными обязательствами.
На фото внизу очень хорошо видны голые решетки обеих пластин
А так выглядят пластины АКБ VARTA Blue Dynamic 72 после пребывания под напряжением генератора 18,3В в течение не более 2 суток (обмазка совершенно сухая, и в банках не было электролита даже на дне!)
А здесь очень интересный случай- эта АКБ взорвалась от статического электричества! Я видел своими глазами, как парень после зарядки (причём по прошествии более часа!) взял эту батарею с зарядного стола и понёс на склад. Пронёс 3-4метра, раздался хлопок- крышка батареи разлетелась на куски. Напоминаем ещё раз о технике безопасности...
А вот материалы вскрытия AGM-батареи. Блок пластин (элементарный аккумулятор) собран настолько плотно, что при вынимании не "раскрывается" в виде веера, как на жидкостных АКБ, а так и остаётся "кирпичиком". В блоке на фото№2 видно, что при сборке произошло "задирание" стекловолокнистого сепаратора, и на этом месте произошло короткое замыкание-заводской дефект! Стекловолокном пластина обёрнута с трёх сторон, что исключает возможность короткого замыкания шламом вследствие износа. Да и само осыпание активной массы очень затруднено вследствие уже упомянутой сверхплотной сборки блока. Кроме того, такая плотная сборка улучшает контакт активной массы с электролитом, абсорбированным в сепаратор, что снижает внутреннее сопротивление, повышает пусковой ток и улучшает принятие заряда от генератора автомобиля.
Иногда приходится делать вскрытие совершенно исправных АКБ, для того, чтобы понять, как она сделана, соответствует ли необходимому уровню качества и стоит ли она того, чтобы вводить её в линейку продаж и предлагать нашим уважаемым потребителям.
на этих четырех фото вскрытие совершенно исправной АКБ MAXINTER AGM 40B19L. Вскрытие показало, что АКБ действительно изготовлена по технологии AGM, что качество изготовления отличное и соответствует уровню передовых мировых производителей.
22мая2015г- вскрытие АКБ 6СТ 190 Кугуар (Корея)
На первом фото мы сняли фальшкрышку (эта АКБ выполнена в необслуживаемом исполнении (без пробок), поэтому основная крышка с отверстиями заливных горловин и лабиринтной системой закрывалась сверху фальшкрышкой. При этом мы смогли измерить плотность в банках и НРЦ каждого элементарного аккумулятора (банки) и нашли К.З. в 5й банке. Но остальные банки, кроме первой, при диагностическом заряде током 18А в течение суток тоже почти не зарядились, что говорило о деградации (потери пористости) активной массы пластин. На втором фото вынули блок пластин из банки, в которой было зафиксировано К.З. и увидели пластмассовую распорку для плотного крепления блока пластин в ячейке моноблока. На третьем и четвертом фото четко видны следы таяния льда (белёсые разводы), которые с точностью доказывают, что АКБ замерзала зимой, что уже лишает эксплуатационника надежды на замену по гарантии. Но на пятом фото мы видим след ("выгрыз" свинца) в месте, где произошло К.З. Поскольку АКБ работала последовательно с другой такой же АКБ, и при предварительном обследовании ТС выяснилось, что имеется огромный (более 1В!) перекос распределения напряжения генератора по этим АКБ, было сделано предположение, что первопричиной проблемы было КЗ в одной из АКБ, что и привело к этому перекосу, недозаряду этой АКБ и, как следствие, замерзанию электролита в ней.
С эксплуатационника были сняты все обвинения и произведена замена АКБ по гарантии.
ОПЯТЬ МОРАЛЬ- ИЗБЕГАЙТЕ СЛУЧАЙНЫХ СВЯЗЕЙ! ПОКУПАЙТЕ АКБ ТАМ, ГДЕ КВАЛИФИКАЦИЯ И ПОРЯДОЧНОСТЬ ПРОДАВЦА ПОЗВОЛИТ ВАМ ИЗБЕЖАТЬ ЛОЖНОГО ОБВИНЕНИЯ В НЕПРАВИЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.
Второй по частоте встречаемости вид дефекта (после К.З.)- это обрыв цепи. Причём он также может быть и производственного, и эксплуатационного характера (т.е. вследствие короткого замыкания на ТС или заклиненного стартера, или (не дай бог!) двигателя ТС. Определить причину обрыва и, следовательно, квалификацию степени гарантийности случая может только вскрытие. На фото огрызок борна, выпиленный при вскрытии АКБ, у которой произошел полный обрыв цепи (т.е. до НРЦ=0 и, следовательно, невозможности даже её подзарядить для диагностики неразрушающим методом. На фото видно, что на борне в месте разрыва нет никакого утонения (слабого места), по которому мог произойти обрыв при старте. Поэтому был сделан вывод, что обрыв произошел вследствие чрезмерного тока стартера (тем более, что из 36 проданных АКБ этого типа такой дефект произошел только на одном транспортном средстве у одного потребителя, и обрыв произошел аж на трёх АКБ- вначале на одной, а затем и на оставшейся в живых и третьей, которой заменили первую по гарантии)
P.S. Отверстие в борне просверлено при диагностике для локализации места обрыва- по одному из полюсных выводов или по одному из пяти мест сварки аккумуляторных блоков внутри батареи.
А на нижних снимках вскрытая АКБ 6СТ 230, в которой также произошел полный обрыв. АКБ была вскрыта, при вскрытии обнаружилась некачественная сварка полюсного вывода с борном, и именно в месте этой сварки произошёл разрыв. Случай был признан гарантийным, АКБ заменена на новую
Продолжаем наши патологоанатомические исследования- вскрытие АКБ Cougar 65Asia 23габарит.
Потребитель притащил его к нам летом с банальной жалобой: "не крутит!", АКБ была заряжена, после зарядки показатели слегка улучшились, но умный тестер MIDTRONICS всё равно рекомендовал "заменить", а АКБ на гарантии. На вопрос : "не замерзала ли АКБ зимой?" потребитель отвечал отрицательно. С согласия потребителя АКБ была вскрыта, первый же извлечённый блок пластин показал лживость его утверждений- белёсые следы на пластинах- первый признак замерзания с последующим оттаиванием. В замене по гарантии было отказано.
А ниже хрестоматийные случаи производственного дефекта- короткий сепаратор (на конвертовочном станке закончилась лента, а разгильдяй-оператор "прохлопал", что последняя пластина вышла с браком). А заломленный угол конверта-сепаратора- дефект сборки (сбой робота, вставляющего блок пластин в ячейку моноблока)
Иногда даже при вскрытии визуальное определение места короткого замыкания затруднительно- на помощь приходит обычный мультиметр- цепляем его выводы к выводам дефектной банки и начинаем по одной аккуратно раздвигать пластины, следя за показаниями мультиметра. Когда на дисплее появится какое-то напряжение, отличное от нуля, значит, место замыкания локализовано между двумя плстинами, дальше берём лупу и внимательно рассмативаем уже только смежные поверхности ДВУХ пластин, но не всей банки...
А вот интересная иллюстрация на тему, что чаще всего причиной взрыва является не заводской дефект, а огрехи эксплуатации- на приведенном ниже фото АКБ, НА КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК ПРИЕХАЛ К НАМ! Т.е. она взорвалась от искры в самом автомобиле, но, будучи внутри без всяких дефектов, позволила продолжить движение (причём владелец утверждает, что по дороге неоднократно останавливался и потом опять запускал двигатель.
Продолжаем наши исследования видов дефектов АКБ, производственных и эксплуатационных.
Сегодня мы "резали" АКБ EXIDE 60, выполненный по технологии EFB (кстати, кроме отличного наполнения моноблока пластинами (7+7-), никаких отличий от обычной жидкостной АКБ не обнаружили, толщина пластин ок.1,4мм). При вскрытии обнаружили (первый раз за 15лет!) вот такой дефект: МЭС (мостики межэлементных соединений) РАЗОРВАНЫ! в первой и пятой банках, причина, очевидно, в том, что при изготовлении МЭС ушки пластин, которые вплавляются в расплавленный свинец заготовки МЭС, были плохо обработаны флюсом (или вообще не обработаны...), вследствие этого в месте пайки образовалась огромная раковина, а площадь сечения МЭС уменьшилась примерно в 3 раза, из-за этого ток, протекающий по этому месту, вызвал большой локальный перегрев с последующим разрушением места пайки и разрывом МЭС.
А вот иллюстрация того, какой силы может быть взрыв гремучего газа в АКБ 6СТ 190. Причём искра, естественно, была на ОДНОМ ИЗ ПОЛЮСНЫХ ВЫВОДОВ, А ВЗОРВАЛИСЬ ОБЕ, Т.К. РАСПОЛОЖЕНЫ ОНИ В АККУМУЛЯТОРНОМ ОТСЕКЕ РЯДОМ
Продолжаем наши анатомические исследования АКБ 06.01.2020г (по дате понятно, что просто выдался свободный день в затяжные новогодние праздники). Вскрываем АКБ производства завода АКОМ под ТМ "Cougar" (кстати, лучший российский завод и одна из лучших его батарей- в габарите L5 ёмкость 110Ач и ток холодной прокрутки (ССА)=900А! ). АКБ была на эксплуатации менее года и приехала от потребителя с ДВУМЯ! КЗ в первой и второй банках. Поскольку даже одно КЗ достаточно редкое явление (ну, по крайней мере, у этого производителя...), решили посмотреть, как это получилось, а получилось интересно- при вскрытии и вынимании из банки блока пластин обнаружилось перетирание нижних кромок конверта-сепаратора и, как следствие, замыкание между разноимёнными пластинами, причём множественное. Это произошло оттого, что блоки пластин не приклеены компаундом к днищу моноблока и, соответственно, при вибрации трутся о днище. Такого дефекта в принципе не может быть у АКБ от JC, который этой технологической операцией (проклейкой компаундом) Кстати, при всём величии JC как "производителя АКБ №1 в мире", у них бывают совсем обидные и постыдные казусы- на фото далее новенькая АКБ VARTA SD 85, которая сразу "приехала" с КЗ. Поскольку у неё пробок заливных горловин нет, для локализации дефекта решили вскрыть. При вскрытии обнаружилось что в банке, которая не работала, электролит отсутствует вообще. Перевернули АКБ и на днище моноблока увидели вульгарную дырку, вероятно, от гвоздя в поддоне, на который её поставили упаковщики на заводе. Кстати, заводские упаковщики- это отдельная категория тварей, которые могут за полсекунды одним движением (или его отсутствием) перечеркнуть результаты труда всего коллектива завода! На фото вследствие небрежно брошенной деревянной палки-прокладки было уничтожено три отличных казахских АКБ 6СТ 190 Упаковочный лист- "автора в студию!"
А вот "пикантный нюанс"- заломленная при сборке крайняя к стенке моноблока пластина корейской АКБ E-Nex Marina, которая, впрочем, практически не повлияла на её работоспособность- АКБ проработала больше года и погибла от замерзания на зимней рыбалке, когда её использовали в качестве источника питания для фонарика в палатке рыбаков. Когда водка кончилась и фонарик погас, рыбачки разошлись спать по машинам, результат- на фото (белёсые пятна на пластинах -однозначный признак замерзания)
И на закуску- дефект, причину которого так и не смогли определить- пережжённые около МЭСа пластины турецкой АКБ Black Tiger
К вопросу о квалификации причины взрыва АКБ - как мы уже писали, причин две- 99,99%- огрехи эксплуатации (любая искра, даже от статического электричества! приводит к взрыву гремучей смеси водорода с кислородом, которая всегда есть в АКБ и вокруг неё, и остальные 0,01%- это действительно заводской дефект (обрыв или надрыв внутренних соединений).
Так вот на этом фото всё, как говорится, "налицо"- вот причина- ужасающее состояние клеммы, и тут же следствие не надо ничего выяснять!
|